Школы, детские сады и медучреждения – то, чего не хватает жителям Башкирии на фоне разрастающихся жилых комплексов. Местные власти анонсируют строительство социальных объектов, однако сроки сдачи растягиваются на годы, а люди никак не могут наладить свой комфорт.
Одна из самых острых тем для уфимцев – детский сад и школа в Кузнецовском затоне. Еще в 2016 году этот район должны были сдать вместе с необходимой инфраструктурой, но спустя семь лет ничего не изменилось.
«Я не понимаю, зачем правительство просит женщин рожать, чтобы увеличить демографические показатели, говорят о поддержке, а на деле выходит так, что наши дети никому не нужны!» – написала жительница Кузнецовского затона Елена Кайсарова на портале электронной приемной органов власти РБ.
Школу на 2,2 тысячи человек включили в перечень объектов благоустройства к 450-летию Уфы – то есть к 2024 году. Несмотря на это Управление капитального строительства (УКС) в условиях конкурса прописало иную дату – учебное заведение завершат только к концу июня 2025 года.
Глава Башкирии Радий Хабиров в 2020 году объявил о начале строительства детского сада в Кузнецовском затоне. Сдать объект должны были в 2021 году, затем срок продлили до сентября 2022 года. При этом учреждение все еще не функционирует. Официальная позиция властей – не хватает финансирования. Этой ситуацией заинтересовалась прокуратура: в августе 2022 года надзорное ведомство потребовало у подрядчика и УКС возобновить работы.
С такой же проблемой столкнулись жители Старого Сибая. Школу в поселке начали строить в 2020 году – это единственное учебное заведение на весь населенный пункт. Селяне все еще продолжают возить своих детей на занятия в Сибай, хотя школу для местных учеников должны были открыть еще в прошлом году. В Управлении капстроительства сначала заявили, что это вина недобросовестного подрядчика. При этом смена строителей только ухудшила ситуацию: они смонтировали крышу, которая протекла во время дождя.
Продолжая тему недостроенных учебных заведений, нельзя не упомянуть также школу в Булгаково Уфимского района. Из-за отсутствия альтернативы почти две тысячи детей занимаются в школе, рассчитанной на пятьсот мест. УКС обещали сдать объект в прошлом году, затем – к сентябрю 2022 года, но ситуация все еще не изменилась.
В сентябре из-за выявленных нарушений было возбуждено уголовное дело. Следствие полагает, что в госконтракт вносились неоднократные изменения, которые экспертиза необоснованно одобряла. Из-за незаконных действий стоимость контракта увеличилась на 95 млн рублей (его начальная величина – 350 млн рублей).
Помимо этого в Башкирии страдает возведение медицинских учреждений. Так, например, из-под контроля вышла работа над поликлиникой в Затоне, новым корпусом РКБ и центра онкогематологии в РДКБ.
Многоэтажную поликлинику городской больницы №9 в Затоне начали строить в 2020 году, а сдать должны были к сентябрю текущего года. К концу октября подрядчик заявляет о частичной готовности объекта.
В более запущенном виде пребывает новый корпус поликлиники республиканской клинической больницы. Работы здесь начались в декабре 2019 года, сдача была запланирована на ноябрь 2021-го. На данный момент у здания готов лишь каркас и по виду оно очень далеко от своей проектной визуализации. Отметим, что строительство началось еще в то время, когда начальником УКС был Рамзиль Кучарбаев. Сегодня экс-руководителя судят за то, что он подписал документы о готовности очистных сооружений, которые по факту эксплуатировать было нельзя.
Одна из главных проблем недостроенных медучреждений – уже закупленное оборудование. Управление капитального строительства приобретает технику задолго до сдачи объектов, не учитывая, что хранить ее нужно при определенной температуре и в специфических условиях.
В частности, в плане-графике закупок УКС уже есть оборудование для будущего центра детской онкогематологии РДКБ. На данный момент у здания только начали появляться стены, сдача объекта запланирована на 2025 год.
В декабре 2021 года премьер-министр республики Андрей Назаров, комментируя вопрос соцобъектов, подчеркнул, что «у каждой недоработки есть своя фамилия».
«У каждой недоработки есть своя фамилия. Как человек, пришедший на госслужбу из бизнеса, я это хорошо понимаю», – сказал Андрей Назаров.
Премьер-министр тогда поручил уволить сотрудников УКС, по вине которых сорвались сроки. Тем не менее, информации о понесенной чиновниками ответственности с тех пор не было.