Некоторые заведения как бы заранее предусматривают возможность битья посуды и закладывают ее в стоимость блюд – в таком случае дополнительная оплата с посетителя требоваться не должна. В других местах общепита спокойно могут включить разбитые предметы в счет. Рассказываем, в каких случаях требовать возмещения ущерба законно, а в каких – нет.
Посетитель не обязан платить, если может доказать, что посуда разбилась не по его вине: из-за неустойчивого стола или проходящего мимо администратора. Подобные ситуации фиксирует статья 211 Гражданского кодекса России, звучит она так: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Все, на этом начинаются права владельца заведения.
Посетитель обязан платить, если:
- предмет испорчен по его вине (даже если, например, бокал, случайно выскользнул из рук – суть в том, что никакого иного воздействия на предмет или гостя при этом оказано не было)
- посуду разбил ребенок, который пришел с ним
- предмет был разбит намеренно (здесь есть риск понести административную ответственность).
Данные пункты обосновывает статья 1064 ГК РФ: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. <…> Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».
Подчеркнем, что владелец заведения может требовать с виновника только стоимость испорченного имущества – никаких штрафов за причиненные неудобства законодательство в данном случае не предусматривает. Размер оплаты обычно фиксируется в утвержденном и заверенном прайсе. Важно: если вы оказались в подобной ситуации, необходимо проследить, чтобы разбитую посуду включили в общий чек или выдали вам расписку. В противном случае нет гарантии, что вы не переплачиваете.
Если вы отказываетесь платить на месте, будьте готовы к тому, что взыскать ущерб с вас могут в суде. При условии, что вы действительно виноваты, придется оплатить еще и судебные издержки. Что бы ни было, помните: никто не имеет права удерживать вас в заведении. Вы можете свободно удалиться, а разбирательство в таком случае может перейти в судебную плоскость. Если персонал заставляет платить здесь и сейчас, не дает вам уйти, блокирует выходы – вызывайте полицию. И последний совет: в конфликтной ситуации постарайтесь вести себя корректно, не кричать и не оскорблять персонал – такое поведение могут расценить как мелкое хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ).